Отечественная психолингвистика: вчера, сегодня, завтра (субъективные заметки об изучении механизмов порождения и понимания речи)


2020. №6, 105-129

Ольга Викторовна Федорова
МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; olga.fedorova@msu.ru

Аннотация:

В статье содержится обзор истории отечественной психолингвистики, а именно той ее ядерной части, которая посвящена изучению механизмов порождения и понимания речи, а также исследованиям устройства «ментального лексикона» человека. Обзор представлен в контексте истории развития мировой психолингвистической науки по В. Лефельту. Подробно описано возникновение российской психолингвистики в начале ХХ в., ее становление во второй половине ХХ в., современное состояние и перспективы ее дальнейшего развития в первой половине XXI в. Основное внимание уделено описанию двух ведущих отечественных психолингвистических школ — Петербургской школы, идущей от работ Л. В. Щербы, и Московской школы, неразрывно связанной с именем А. А. Леонтьева. Ключевым термином данной работы является термин «эксперимент». В статье показано, насколько по-разному он трактуется в исследованиях психолингвистов разных школ и направлений. В работе дается подробное описание двух экспериментальных исследований. Первое исследование, выполненное американскими учеными при помощи метода регистрации движений глаз, посвящено феномену синтаксической неоднозначности, играющему важную роль при тестировании моделей синтаксического анализа предложений в процессе понимания речи. Второе исследование, выполненное московскими учеными с использованием метода ассоциативного эксперимента, описывает языковое сознание носителей русского языка. В заключительной части подводятся итоги, делается вывод о господствующей научной парадигме в современной отечественной психолингвистике, а также обсуждаются перспективы развития отечественной психолингвистики с точки зрения концепции Т. Куна о «научных парадигмах» и «научных революциях».

Для цитирования:

Федорова О. В. Отечественная психолингвистика: вчера, сегодня, завтра (субъективные заметки об изучении механизмов порождения и понимания речи). Вопросы языкознания, 2020, 6: 105–129.

Благодарности:

Автор выражает благодарность коллегам, помогавшим в подборе материалов: Т. В. Ахутиной, Е. В. Ерофеевой, О. Ф. Кривновой, А. А. Леонтьевой, Т. М. Надеиной, И. Г. Овчинниковой, Н. Д. Светозаровой, Н. А. Слюсарь, М. В. Фаликман. Также большое спасибо коллегам, прочитавшим статью в рукописи и сделавшим много полезных замечаний: И. М. Кобозевой, А. А. Козлову, Н. А. Коротаеву, А. Л. Леонтьевой, Е. А. Лютиковой, Т. А. Майсаку, С. А. Малютиной, И. Г. Овчинниковой, В. А. Плунгяну, М. С. Полинской, И. А. Секериной, Н. А. Слюсарь, М. В. Фаликман, А. Б. Шлуинскому, М. В. Юдиной, а также двум анонимным рецензентам. Данный обзор содержит как историографические, так и оценочные суждения автора. Коллеги, оказавшие помощь в подборе материалов и прочитавшие статью в рукописи, могут не разделять
оценочные суждения автора.