Полипредикативные причинные конструкции в языках мира: пространство типологических возможностей


2019. №4, 7-32

Наталья Михайловна Заика
Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург, Россия;
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия;
n.zaika@spbu.ru

Аннотация:

Задачей настоящей статьи является описание типологического разнообразия полипредикативных причинных конструкций в языках мира. С одной стороны, мы рассматриваем семантические варианты причинных конструкций, а также дополнительные компоненты причинных значений, таких как реальность причины, ее объективность или субъективность, временная дистанция и др. С другой стороны, в работе представлены такие параметры типологического варьирования, как разновидности причинных маркеров, позиция причинной клаузы, глагольная форма причинной клаузы, контекстные ограничения и соотношение с информационной структурой.

Для цитирования:

Заика Н. М. Полипредикативные причинные конструкции в языках мира: пространство типологических возможностей. Вопросы языкознания, 2019, 4: 7–32.

Благодарности:

Исcледование выполнено при поддержке гранта РНФ № 18-18-00472 «Причинные конструкции в языках мира: семантика и типология». Мы благодарим сотрудников Лаборатории типологического изучения языков ИЛИ РАН и других участников семинаров по причинным конструкциям, на которых рассматривались описания причинных конструкций в грамматиках конкретных языков, проведенных в лаборатории. В статье были учтены результаты работы этих семинаров. Особую благодарность мы бы хотели выразить двум анонимным рецензентам статьи за высказанные замечания и комментарии, которые способствовали ее улучшению, Д. В. Герасимову, С. Ю. Дмитренко, С. С. Саю, В. С. Храковскому и М. Л. Федотову за обсуждение многих аспектов работы, библиографические рекомендации и ценные комментарии, А. П. Выдрину за примеры из персидского, осетинского и ингушского и информацию о причинных конструкциях в пушту, Д. В. Герасимову за глоссированные примеры и их интерпретацию из парагвайского гуарани и глоссирование примеров из адыгейского, С. Ю. Дмитренко за примеры с глоссированием из кхмерского, Н. С. Ершову за примеры из корейского, И. И. Ибрагимову за комментарии о фиктивной причине, примеры из древнегреческого и глоссирование латинского примера, В. А. Кагировой за примеры причинных показателей из грузинского, С. Б. Клименко за примеры из тагальского, ворора и мауваке, А. А. Кузнецову за ссылки на примеры из японского языка, Р. Г. Мамедшахову за примеры причинных показателей из лезгинского, С С. Саю за примеры из скоу и варронго, Е. А. Сведенцовой за комментарии о полисемии причинных показателей, В. С. Храковскому за предложение классификации причинных союзов и пример из сербского языка, М. Л. Федотову за примеры из сандаве, циха и шеко и глоссированные примеры на гбан. Разумеется, все ошибки остаются на совести автора.