Имперсональные конструкции и дативно-предикативные структуры в русском языке.


2018. №5, 7-33

Антон Владимирович Циммерлинг
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Москва, Россия;
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия;
Институт языкознания РАН, Москва, Россия; fagraey64@hotmail.com

Аннотация:

В статье на материале двух конструкций русского языка — имперсональных схем с глаголом в 3 л. и дативно-предикативных структур с несогласуемым предикативом — рассматривается вопрос о наличии промежуточной зоны между словарем и грамматикой. Продуктивные конструкции предлагается анализировать не в перспективе их идиоматичности, а с точки зрения ограничительных условий на пополнение словаря. Конструкции с общей базовой семантикой могут в разной степени зависеть от лексического наполнения, что выявляется при построении типологической признаковой шкалы. Русский язык занимает промежуточное положение между языками, где употребление имперсональных глагольных схем и связочных схем с предикативами грамматикализовано, и языками, где эти схемы полностью лексикализованы. Исторически сложившаяся в русском языке дистрибуция двух имперсональных схем отражает сложное взаимодействие лексики и синтаксиса в рамках противопоставлений групп глагольной лексики. Ключевым фактором употребления дативно-предикативных структур в русском языке является тернарное противопоставление производящих основ признаковых слов и сохранение класса основ, от которых образование предикатов, описывающих внутреннее состояние одушевленного субъекта, затруднено или невозможно.

Для цитирования:

Циммерлинг А. В. Имперсональные конструкции и дативно-предикативные структуры в русском языке // Вопросы языкознания. 2018. № 5. С. 7–33.DOI: 10.31857/S0373658X0001394-2.

Благодарности:

Статья написана при поддержке проекта РНФ 16-18-00203 «Структура значения и ее отображение в системе лексических и функциональных категорий русского языка», реализуемого в МПГУ. Я благодарю анонимных рецензентов за замечания, а также М. Я. Дымарского, И. А. Мель- чука, Е. Ю. Иванову, Л. Л. Иомдина, Э. Кари, М. Н. Макарцева за возможность обсудить фрагменты данного исследования и консультацию. Ответственность за все недочеты лежит на авторе.