Четырехстопный хорей в русских фольклорных духовных стихах поздней традиции: некоторые вопросы метрики и ритмики
Александр Михайлович Петров
Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, Петрозаводск, Россия; hermitage2005@yandex.ru
Аннотация:
В статье впервые в стиховедении рассматривается метроритмическая организация поздних русских фольклорных духовных стихов (XIX–XX вв.), созданных по типу четырехстопного хорея с чередованием женских и мужских клаузул и бытовавших не только в устном, но и в письменном виде. Обоснованы критерии отбора фольклорного материала и его подготовки к исследованию. Выборка составила 4447 строк, проанализировано 93 текста. Анализ основывается на принципах «русского метода». Цель статьи — проверка гипотезы о разной ритмической организации строк с женскими и мужскими клаузулами. Согласно этой гипотезе, в женских строках акцентная диссимиляция прогрессивна, в мужских — регрессивна, что подтверждается и некоторыми литературными и фольклорными материалами. Массив строк был дифференцирован по клаузулам (женским и мужским); ритмические тенденции были выявлены на основании раздельного анализа. Выявлен метрический репертуар носителей фольклорной традиции; установлена номенклатура ритмических форм; построены профили ударности; данные представлены в виде 25 таблиц. Исследование показало, что в строках разного типа соблюдается принцип регрессивной акцентной диссимиляции, однако в мужских строках диссимиляция выражена интенсивнее, в женских — слабее. Важной чертой ритмики духовных стихов является обилие переакцентуаций (перебоев в ритме). С учетом подвижности ударений в фольклоре предложено три модели анализа ритма. Первая модель построена на основе гипотезы о регулярных переакцентуациях, вторая — с корректировкой и исключением некоторых случаев переакцентуаций, третья — на основе гипотезы о регулярных сдвигах ударений на метрически сильную позицию, с устранением всех переакцентуаций. Установлено, что адекватная характеристика ритмики фольклорного стиха не требует постоянной «точной настройки». Вполне возможно использование базовой модели с проверкой акцентных дублетов по словарным данным.
Для цитирования:
Петров А. М. Четырехстопный хорей в русских фольклорных духовных стихах поздней традиции: некоторые вопросы метрики и ритмики. Вопросы языкознания, 2022, 3: 54–74.
Благодарности:
Статья подготовлена в Карельском научном центре РАН в рамках госзадания по плановой теме № 121070800089-0 «Фольклор, рукописная книжность и литература Европейского Севера: источниковедение и поэтика», индивидуальный раздел «Вопросы структуры и типологии русского фольклорного эпического стиха». Выражаю самую глубокую и искреннюю признательность Сергею Евгеньевичу Ляпину за дружескую помощь и подробные консультации; Сергею Григорьевичу Болотову за полезную дискуссию на «Гаспаровских чтениях — 2020»; Екатерине Владимировне Захаровой за библиографическую поддержку; анонимным рецензентам рукописи статьи за полезные и конструктивные советы, замечания и предложения.