Non-minimal response tokens in English and Russian professional discourse: A comparative study [Неминимальные ответные единицы в английском и русском профессиональном дискурсе: сопоставительное исследование]


2020. №4, 70-86

Елена Николаевна Малюга а, @
Майкл Маккарти а, б
а Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, en_malyuga@hotmail.com;
б Ноттингемский университет, Ноттингем, Великобритания

Аннотация:

Неминимальные ответные единицы (НОЕ, такие как great, absolutely) и их функции в начальной позиции в коммуникативном ходе получили освещение в рамках исследований повседневной коммуникации в английском языке. Настоящая статья ставит целью анализ употреблений НОЕ в деловом профессиональном контексте с использованием англо- и русскоязычных корпусов разговорного дискурса. В статье рассматриваются случаи, когда НОЕ занимает весь коммуникативный ход, либо сопровождается схожей единицей или единицами, либо используется непосредственно перед более развернутым коммуникативным ходом. В работе анализируются распределение и функции отдельных НОЕ в двух наборах данных, рассматриваются вопросы сопоставления как используемых корпусов, так и самих НОЕ, делается вывод о том, какие характеристики лингвистического репертуара различных профессиональных культур могут быть описаны через анализ НОЕ, превалирующих в разговорных практиках. В ходе сравнительного анализа выявляются три основных факта: сравнительно низкий процент русскоязычных единиц, используемых в качестве заполнителей целого коммуникативного хода; различие в наиболее частотных НОЕ, занимающих весь коммуникативный ход; и общая ориентированность на позитивную оценку собеседника в обоих языках. Соответствующие заключения об английской и русской профессиональных культурах, а также превалирующих лингвистических репертуарах, делаются на основе данных трех наблюдений.

Для цитирования:

Malyuga E. N., McCarthy M. Non-minimal response tokens in English and Russian professional discourse: A comparative study. Вопросы языкознания, 2020, 4: 70–86.

Благодарности:

Статья была подготовлена в рамках проекта государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100» в Российском университете дружбы народов.