Логаэды Г. Р. Державина


2023. №4, 96-116

Константин Юрьевич Лаппо-Данилевский
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург, Россия; yurij-danilevskij@yandex.ru

Аннотация:

Поэтические произведения Гавриила Романовича Державина (1743–1816), опубликованные им с 1777 по 1790 год, обнаруживают довольно малый набор метров — в основном ямбических (четырехстопный ямб, александрийский стих, вольный ямб); весьма скромно присутствие хореев (исключительно четырехстопных), а трехсложные метры отсутствуют вовсе. 1791 год стал поворотным. В этом году вышла в свет полиметрическая кантата «Любителю художеств», по преимуществу ямбическая, она содержит два дактилических пассажа. С этого года Державин стал широко использовать трехстопный ямб, как и четырехстопные хореи, что вызвано его довольно поздним увлечением анакреонтикой. Год спустя Державин опубликовал в «Московском журнале» первую редакцию «Ласточки», написанную трехстопными трехсложниками с переменной анакрусой, — как кажется, первый, новаторский опыт такого рода в русской поэзии. Вскоре начинаются метрические эксперименты Державина с четырехстопным дактилем, сходные с теми, что с конца 1780-х гг. имели место в творчестве Н. П. Николева, И. И. Дмитриева и Н. М. Карамзина. Подобно этим поэтам, он поначалу опускал один слог во второй стопе, а потом и два, что приводило к возникновению логаэдических структур в его стихах. Державин использует эти размеры как в чистом виде («Снигирь»), так и комбинируя в строфах с силлабо-тоническими размерами («Весна», «На безбожников», «Издателю моих песней», «Радуга»). Поэт также создает «логаэдизированные дольники», сочетая логаэдические строки с силлабо-тоническими на иррегулярной основе («На взятие Варшавы», шестая строфа «Сретения Орфеем солнца», «Осень»). В стихотворениях «Г. Озерову на приписание Эдипа» и «Полигимнии» Державин также расшатывает изометризм строф. Одним из источников вдохновения для этих экспериментов было восторженное, хотя и довольно смутное представление Державина о большем ритмическом многообразии древней поэзии (и в первую очередь стихов Сапфо и Горация) в сравнении с лирикой новоевропейской.

Для цитирования:

Лаппо-Данилевский К. Ю. Логаэды Г. Р. Державина. Вопросы языкознания, 2023, 4: 96–116.

Благодарности:

Автор признателен И. Г. Вишневецкому, А. В. Волкову, С. А. Завьялову, К. М. Корчагину, И. А. Пильщикову и В. А. Плунгяну за высказанные соображения.