Экспериментальные исследования грамматики: установление анафорических отношений в процессе речепонимания


2018. №1, 76-90

Вероника Константиновна Прокопеня а, Наталия Анатольевна Слюсарь а, б, Татьяна Евгеньевна Петрова, Дарья Алексеевна Чернова, Татьяна Владимировна Черниговская а, @
а Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 199034, Российская Федерация;
б Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 101000, Российская Федерация; @ tatiana.chernigovskaya@gmail.com

Аннотация:

Статья посвящена одной из центральных проблем исследования ментальной грамматики — модулярности, которая рассматривается в свете правил установления анафорических отношений. В основу нашего исследования легла модель «Примитивы связывания» Э. Ройланда, согласно которой анафорические отношения могут устанавливаться в трех независимо работающих модулях языковой системы: синтаксисе, семантике и дискурсе. Согласно этой модели, обработка информации на разных уровнях происходит последовательно — от наиболее экономичного блока (синтаксиса) к наиболее «дорогому» (дискурсу). Мы провели серию экспериментов, направленную на изучение интерпретации личных местоимений в предложениях, где синтаксический и семантический пути анализа приводят к разным интерпретациям. Испытуемыми были взрослые здоровые носители русского языка, дети без языковых нарушений 4-5 лет и пациенты с аграмматизмом. Показано, что в случаях, когда в норме анафорические отношения устанавливаются на уровне синтаксиса, дети и пациенты с аграмматизмом прибегают к семантическому анализу.