ГОРЕ ОТ УМА: оценка ума в русской языковой картине мира


2017. №4, 33-51

Татьяна Владимировна Крылова
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, Москва, 119019, Российская Федерация; ta-kr@yandex.ru

Аннотация:

Статья посвящена изучению семантики слов и выражений, связанных с интеллектуальной сферой и при этом выражающих отрицательную оценку, таких как умник, умничать, умствовать, умствования, мудрствовать, мудрить, заумный, мудреный, высоколобый, всезнайка, ботаник, профессор кислых щей, книжный червь. Отрицательная оценка этой лексики в русском языковом сознании чаще всего обусловлена следующими наивно-языковыми представлениями: 1) демонстрация интеллекта расценивается как проявление завышенной самооценки субъекта и нарушение принципа скромности (всезнайка, умник, умничать); 2) интеллектуальные процессы ассоциируются с целым комплексом негативных представлений: излишняя усложненность, трудность для восприятия, необходимость длительного приложения усилий (умствовать, мудреный, заумный); 3) интеллектуальная деятельность связывается с эмоциональной неполноценностью (мудрствовать, умник); 4) ум может расцениваться как негативный фактор, формирующий у человека представление о своей привилегированности и толкающий его на нарушение этических и юридических норм (умник 1.2), заставляющий его вести себя самонадеянно и проявлять излишнюю инициативу (умничать 2).